В современном интернете многие сервисы предоставляются «бесплатно» в обмен на слежку за пользователем, установку cookies и показ пользователю таргетированной рекламы (см. статью Согояна «Почему браузеры бесплатны?»). Такую бизнес-модель используют владельцы многих популярных сервисов, как Facebook, Gmail и проч. Вопрос только в том, понимают ли сами пользователи это негласное соглашение? И если понимают, то в какую конкретно сумму они оценивают свою приватность?

Глядя на бурную активность пользователей на социальных сайтах, создаётся впечатление, что некоторые вообще не ценят свою приватность. Они как будто рады делиться с окружающими приватными данными, словно эта информация не имеет цены. Как выясняется, абсолютное большинство людей всё-таки понимают цену своей приватности и готовы платить за её соблюдение, а также брать деньги за её нарушение. Таковы результаты исследования по монетизации приватности, которое провели Никола Йенч (Nicola Jentzsch) с коллегами из Немецкого института экономических исследований.

Результаты исследования показали, что при одинаковой цене на услугу пользователи предпочитают ту, которая не требует ввода персональных данных. Более того, многие выбирают вариант с защитой персональных данных даже если он дороже.

В исследовании задействовали 443 студентов местного университета. Им предлагали купить билеты в кинотеатр от двух разных продавцов. Половине фокусной группы показывали сайт одного продавца, а половине — сайт другого. Хотя билеты частично субсидировались, но всё-таки небольшую часть стоимости студенты платили из своего кармана. Как вариант, они имели право ничего не покупать.

Когда оба продавца предлагали билеты по одинаковой цене, но один из продавцов требовал ввести номер мобильного телефона, то соотношение продаж разделилось как 83:17 в пользу уважающего приватность продавца. Затем студентам предложили тот же выбор, но при этом билеты от уважающего приватность продавца были на 50 евроцентов дороже. В этом случае его доля в объёме продаж упала до 31%.

Аналогичная картина наблюдалась, когда вместо номера мобильного телефона один из продавцов просил оставить почтовый адрес для рассылки рекламы. При одинаковой цене соотношение продаж распределилось 62:38, но после повышения цены у конкурента на 50 центов «спамер» получил уже не 38%, а 87% продаж.

Сложно сказать, какие выводы можно сделать из этого исследования. Безусловно, люди понимают ценность и важность приватной информации. Они явно обращают на это внимание и стараются не указывать без причины даже такую незначительную вещь, как номер мобильного телефона. С другой стороны, люди ценят свою приватность исключительно дёшево — и готовы расстаться с персональными данными за скромную скидку в 50 центов.

Собственно, такое поведение людей вполне вписывается в существующую модель веб-бизнесов, которые предлагают очень ценные, сложные ИТ-услуги и программы бесплатно в обмен на приватную информацию. В нынешних условиях для большинства пользователей сделка выглядит исключительно выгодной.